• Предлагаем вашему вниманию информационный материал, разъясняющий законодательство о специальной оценке условий труда

Предлагаем вашему вниманию информационный материал, разъясняющий законодательство о специальной оценке условий труда

Федеральным законом от 28.12.2013 ? 426-ФЗ ?О специальной оценке условий труда? с 1 января 2014 года на работодателя возлагается обязанность проводить новую процедуру - специальную оценку условий труда.

Специальная оценка условий труда введена вместо применявшейся ранее аттестации рабочих мест и представляет собой комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по определению вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным  федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты.

По результатам проведения специальной оценки устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах - оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс) условия труда.

Вредные условия труда подразделяются на четыре подкласса (вредные условия труда 1 степени, 2 степени и т.д.).

Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется законодательством о государственной службе и муниципальной службе.

Результаты специальной оценки условий труда могут применяться для:

- разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда;  

- установление работникам установленных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций (сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенный размер оплаты труда);

- установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

- расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

-иных предусмотренных законодательством целей.

Работодатель обязан в письменной форме ознакомить работника с результатами проведения спецоценки условий труда на его рабочем месте  и давать работнику необходимые разъяснения по этому вопросу, а также реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда.

Работник вправе присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте, обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки, обжаловать результаты проведения специальной оценки в государственную инспекцию труда и в суд.

По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет. Закон содержит перечень оснований, при наличии которых проводится  внеплановая оценка в иные сроки (организация новых рабочих мест, происшедший на работе несчастный случай на производстве и т.д.).

Если до 1 января 2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация, то по общему правилу ее результаты действительны в течение пяти лет со дня ее завершения. В этот период проводить спецоценку необязательно.

Порядок проведения спецоценки во многом аналогичен порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Вместе с тем добавляется новый этап - идентификация потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Идентификация осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации утверждает комиссия, включающая представителей работодателя и выборного органа работников.

Закон определяет статус организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок проведения спецоценки, предусматривает создание с 1 января 20156 года Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда, устанавливает, что государственный контроль (надзор) за соблюдением его требований осуществляется  государственной инспекцией труда.

Профсоюзный контроль за соблюдением требований Закона осуществляется инспекциями труда соответствующих профессиональных союзов.

На обеспечение реализации положений указанного Закона направлен Федеральный закон от 28.12.2013 ? 421-ФЗ ?О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона ?О специальной оценке условий труда?.

Изменения внесены в Трудовой кодекс и ряд других законодательных актов Российской Федерации.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьями, предусматривающими административную ответственность работодателя  и организации, проводившей специальную оценку условий труда, за нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда.

Согласно части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,- от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 14.54 КоАП РФ за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на организацию, проводившую оценку, налагается штраф в размере от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей, на должностных лиц (экспертов) - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Совершение этих правонарушений лицами, ранее подвергнутыми административному наказанию за аналогичные административные правонарушения, влечет наложение более строгих мер административного наказания.

 

Старший помощник прокурора области

по правовому обеспечению

12.02.2014

 


Версия для печати