• В прокуратуре области на заседании коллегии обсудили результаты проверки исполнения законодательства о защите прав предпринимателей

В прокуратуре области на заседании коллегии обсудили результаты проверки исполнения законодательства о защите прав предпринимателей

     Органами прокуратуры Оренбургской области проведена проверка исполнения территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти области и органами местного самоуправления законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей. Выявлено около 3 тыс. нарушений. В целях их устранения прокуроры принесли на незаконные правовые акты более 800 протестов, внесли около 300 представлений, по результатам проверок 214 должностных лиц привлечены к дисциплинарной и 18 к административной ответственности, в суды направлено порядка 30 заявлений. По материалам прокурорских проверок возбуждено 2 уголовных дела.

     Нарушения прав предпринимателей фиксируются во всех сферах их взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления. Прокурорами выявляются административные барьеры в реализации предпринимателями прав на получение мер государственной поддержки, участии в торгах на право заключения государственных и муниципальных контрактов, при реализации регистрационных, лицензионных и разрешительных процедур, при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) и муниципальному контролю.

     Как показала прокурорская проверка, чаще всего  нарушения прав субъектов предпринимательства допускались территориальными управлениями Россельхознадзора, Росреестра, областным УМВД, министерствами экономического развития, промышленной политики и торговли; природных ресурсов, экологии и имущественных отношений; сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности области; областной Государственной жилищной инспекцией, органами местного самоуправления.

     Как ни парадоксально, в 2012 году территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти области, наделенные контрольными функциями, региональные органы контроля и органы муниципального контроля оказались менее подготовленными к формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок. Прокуратура области изучила свыше  13 тысяч  предложений о проведении плановых проверок, из них 5% были признаны необоснованными и исключены. В 2011 году их число составляло 2% от общего количества заявленных предложений. Типичными недостатками являлись: неверные данные об объектах проверки, нарушения периодичности плановой проверки, включение в проекты хозяйствующих субъектов, прекративших свою деятельность.

     В 2012 году незначительно снизилось число обращений органов контроля в прокуратуру для согласования проведения внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.  Из поступивших 356  заявлений (на 9% меньше, чем в 2011 году),  211 были согласованы, по 145 обращениям в согласовании проведения проверок отказано.  В первом квартале 2013 года из 72 поступивших заявлений по 25 приняты решения об отказе в согласовании проведения проверок. В большинстве случаев основания для проведения внеплановой выездной проверки отсутствовали.

     Выявлены факты проведения в прошлом году министерствами здравоохранения, лесного и охотничьего хозяйства области, Государственной жилищной инспекцией области внеплановых выездных проверок без согласования с прокуратурой области. Виновные в данных нарушениях лица привлечены к дисциплинарной и материальной ответственности после рассмотрения представлений прокуратуры.

     Зачастую прокурорами выявлялись процессуальные нарушения при оформлении контролирующими органами материалов административных дел. Имелись и основания для возбуждения следственными органами уголовных дел в отношении служащих надзорных и контрольных ведомств. Должностные лица вымогали и получали взятки за совершение действий и принятие решений,  составляли подложные протоколы и выносили незаконные постановления о привлечении к административной ответственности субъектов малого и среднего бизнеса. Наибольшую сумму взятки в 1,5 млн. рублей получил налоговый инспектор  за согласие с расходами, произведенными конкурсным управляющим предприятия, которое он выразил в арбитражном суде в рамках процедуры банкротства.

В процессе надзорной деятельности прокурорами оспаривались противоречащие федеральному законодательству региональные и муниципальные правовые нормы, которые незаконно устанавливали периодичность плановых проверок, основания для проведения внеплановых проверок, сроки проведения проверок, порядок оформления результатов проверок.

     Так, прокурор опротестовал отдельные нормы Положения о межведомственной транспортной комиссии, утвержденного Указом Губернатора от 29.12.2009 ? 259-ук. В нарушение законов эта комиссия, не являющаяся контрольным органом государственной власти субъекта, незаконно наделялась полномочиями по проведению проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Требования прокуратуры удовлетворены.

     Нарушения Федерального закона ? 294-ФЗ содержались также в административных регламентах региональных министерств природных ресурсов, экологии и имущественных отношений; труда и занятости населения; культуры, общественных и внешних связей; департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов. После прокурорского вмешательства нормативные акты приведены в соответствие с требованиями законодательства.

     Оренбургским природоохранным межрайонным прокурором, прокурорами Ленинского района г. Орска, Гайским, Кувандыкским Сорочинским межрайонными прокурорами, прокурорами Адамовского, Тоцкого, Пономаревского и другими опротестованы нормативные правовые акты, регламентирующие проведение проверок хозяйствующих субъектов в сфере муниципального земельного и лесного контроля. В настоящее время в соответствие с действующим законодательством приведено более 150 нормативных правовых актов.

     Также выявлялись решения должностных лиц органов исполнительной власти и местного самоуправления, ограничивавшие свободу экономической деятельности.

     К примеру, прокурор Ленинского района г. Орска в судебном порядке добился исключения из Правил благоустройства территорий и строений города Орска положений, обязывавших предпринимателей  содержать территории, находящиеся в муниципальной собственности.

     Вскрыты факты нарушений прав предпринимателей недобросовестной конкуренцией и установлением административных барьеров.

     Установлено, что ООО ?ТСИ? с начала 2013 года незаконно занимает  административно-бытовой корпус (помещение МРЭО) УМВД области, где предоставляет гражданам комплекс платных услуг по оформлению документов при регистрации транспортных средств. Таким образом, фирма поставлена в более выгодные по сравнению с другими хозяйствующими субъектами условия для осуществления коммерческой деятельности.

     Выявлены факты несоблюдения требований законодательства и при реализации областных программ.

     Проверка исполнения реализации областной целевой программы ?Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Оренбургской области? на 2012-2014 годы?, утвержденной постановлением Правительства области от 22.08.2011 ? 769-пп, показала, что  министерство экономического развития, промышленной политики и торговли области, являясь государственным заказчиком - координатором Программы, в нарушение принципа достоверности бюджета, предусмотренного ст.37 БК РФ, не имело обоснования расходов областной казны на мероприятия административной реформы. Оно не располагало сведениями об исполнении 11 программных мероприятий, не осуществляло оперативный учет за ходом выполнения мероприятий. Не был установлен контроль за использованием субсидий, направленных муниципальным образованиям на софинансирование расходов, связанных с проведением мероприятий в рамках административной реформы. По результатам проверки в адрес Губернатора области внесено представление.

     По итогам обсуждения результатов проверки принято решение повысить эффективность работы в сфере обеспечения прав субъектов малого и среднего бизнеса.


Версия для печати